ФГОС

МБОУ Бискамжинская СОШ Аскизского района Республики Хакасия

ФГОС

 

http://standart.edu.ru/

Уважаемые родители!

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)

  

       В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказом Министерства образования и науки Республики Хакасия от 02.11. 2010 № 100-1369 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Республики Хакасия» в нашей школе началось введение нового ФГОС в первых классах. 

 

Зачем школе переходить на новые образовательные стандарты?
    В российском обществе продолжается новый этап модернизации образования. Современные условия жизни и трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к реализации личности в социуме и конкурентоспособности профессионалов на рынке труда.

    Образование как социальное явление полностью зависит от требований общества в тот или иной исторический период. В истории человечества сменились две культурно-исторические эпохи, в соответствии с требованиями которых менялась система образования: аграрная и индустриальная. Сейчас мир переходит в третью, информационную, или постиндустриальную, культуру, которая предъявляет другие требования к выпускнику школы. По существу, любая трудовая деятельность современного человека сводится к умению всесторонне работать с информацией. Это, в свою очередь, требует от человека гибкости и подвижности мышления, умения быстро и ответственно принимать оптимальное решение, а также высоких коммуникативных навыков.                           
    К началу XXI века обозначилась тенденция резкого отставания российской системы общего образования от мировых тенденций. Как утверждают российские и зарубежные эксперты и политики, качество российского образования в последние годы становится неконкурентоспособным. И не потому, что учителя стали хуже работать, а потому, что меняются требования к результатам школьного образования. Они становятся другими.
    На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06 декабря 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в систему нормативно-правового обеспечения развития школьного образования были введены государственные образовательные стандарты второго поколения.

 

    Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты?
   Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7. «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». 
    С официальным приказом о введение в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России:
 

   Когда образовательные учреждения переходят на новый стандарт начального образования?

    Переход на новый  стандарт проходит поэтапно. С 1 сентября 2011 года федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения станет обязательным для 1-го класса, с 1 сентября 2015 года - для 5-го класса, а на ступени среднего общего образования – для 10-го класса, новый стандарт будет обязательным с 1 сентября 2020 года. 

     Какие требования выдвигает новый ФГОС?

Стандарт выдвигает три группы требований:
• Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,
• Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования,
• Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.   

    Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

    Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
    Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимается способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупность способов действий, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
    Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ-компетентности.
    Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

     Какие требования к результатам обучающихся устанавливает стандарт?

    Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
- личностным результатам, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
- метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
- предметным результатам, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится...», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться...».
Пример:
Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и составлять план текста.
Выпускник  получит  возможность  научиться  создавать  текст  по  предложенному заголовку.
Подробнее познакомиться с содержанием этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

     Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

    Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

В 2010-2011 учебном году учителя начальной школы Аскизского района (в том числе и учителя МБОУ Бискамжинская СОШ), которым предстоит работать в первых классах, прошли курсовую переподготовку на базе ХАКИРОиПК. В этом же направлении была построена работа РМО учителей начальных классов. В течение года были проведены семинары, затрагивающие актуальные вопросы введения ФГОС нового поколения в практику работы педагогов района.

 


Нормативная база перехода общеобразовательных учреждений России

по ФГОС начального общего образования

1. ФЗ от 01.12.2007 №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».

2. Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 г. №142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения ФГОС».

3. Постановление Правительства РФ от 16.03.2011 г. №174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности».

4. Приказ МОиН РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

5. Приказ МОиН РФ от 26.11.2010 г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373».

6. Приказ МОиН РФ от 04.10.2010 г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

7. Приказ МОиН РФ от 30.08.2010 г. №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

8. Конституция Российской Федерации  

9. ФЗ «Об образовании» Российской Федерации 

10. Анализ реализации ФГОС в МБОУ Бискамжинская СОШ (docx) 

  

Дата последнего обновления страницы 13.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения